Советы специалистов

Ура! Игра!


В. К. Жембровская
Методист, логопед ТОО «Детский сад АПЕЛЬСИН»

Почти сорок лет работаю с дошкольниками. В основном, дети с речевыми проблемами, трудные в организации, с низким познавательным интересом. Игрушки, игры – волшебные ключики, мои помощники, которые помогали попасть в царство, где детям весело и интересно, где они с помощью подобранных игр превращались в умных, коммуникабельных, успешных. Потому что всегда найдется игра, в которой даже самый неумеха что-то умеет, а если получается, то это его окрыляет и помогает идти дальше. Главное правильно подобрать игрушки у малышей и научить играть детей постарше, начиная с простых действий. И рождается интерес.
В ходе игровой деятельности развиваются психические процессы: восприятие, ощущение, произвольное внимание, память. В процессе игры также развиваются умственные способности, умение сравнивать, анализировать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи. Если игра интересна ребенку, он невольно сосредоточится на предметах, вовлеченных в игровую ситуацию. Ведь если отвлекается и неправильно выполняет действия, может проиграть и потерять интерес. Вот где нужна ваша поддержка и понимание.
Логика действий в игре определяется их последовательностью в реальной жизни.
Есть ли такие игры, в которых могут развиваться эти качества и могут играть дети от трех лет и взрослые до восьмидесяти? Не верите? Мы тоже не верили, пока не пришли, не принесли, не поиграли с нами очень добрые люди, желающие научить играть в свои игры всех казахстанцев.
Игры центра «Геркулес» уникальны. В них действительно могут играть и трехлетки и восьмидесятилетние дедушки, может играть один, а лучше вместе. Рассуждать, объясняя выбор действия, спорить и помогать советом, а значит общаться и развивать главное человеческое качество – речь. Эти игры надолго. Их можно «передавать по наследству», т. к. их качество и удобство использования безупречны.
Планирование действий, предполагаемый результат, варианты способов и приемов… как это важно в современном мире успешных людей! А в играх «Движущиеся квадраты», «Слон и кот», «Эквилибра» эти качества можно развить в ребенке, сначала подсказывая, предлагая подумать и рассуждать, вот и речь развивается.
Наше общество живет по законам, в которых есть две стороны: право и обязанность. А обязанности – это запреты, четкие рамки, алгоритмы действий, только так и все! На правилах строятся подвижные, спортивные игры, социальная активность, разумное поведение и организованность рождается тоже в игре. Нельзя ставить фишку с мышкой около кошки. Почему? Съест… А фишку с сыром не ставь около мышки, потому что она его любит и тоже съест. Это правило работает в игре «Звери в клеточках». А в клетке с запрещающим знаком нельзя поставить геометрическую фигуру или фигуру определенного цвета. Такие правила в игре «Мегаформ». Или сделать столько шагов, сколько шляпок у клоуна в игре. Но так хочется закончить игровой уровень и убедиться, что ты – молодец! А вариантов действий может быть много. Не получилось? А если вот так… А ваше подбадривание, удивление способностью найти собственный вариант, точное следование правилам и радость за успех рождает желание обязательно достичь цели, как в игре «Эта косточка нам по зубам», где передвигая и поворачивая фишки разной формы, ребенок наконец открывает заветную косточку. И непонятно, кто больше рад – вы или игрок.
Зрительная система человека лежит в основе способности к зрительному анализу и пониманию. Две разные части головного мозга задействованы в данном процессе. Первая анализирует форму предмета, а вторая анализирует их пространственные характеристики: размер, положение, направленность. Эффективное использование двух частей головного мозга позволяет создавать объект, сюжет. Например, в игре «Эквилибра» располагая детали симметрично, в балансе и точно следуя схеме. Или передвигая башню с шляпками в игре «Опсс» по заданному маршруту, удерживая в памяти количество шагов. А в игре «Движущиеся квадраты» ставить фишки и передвигать квадрат, предполагая действия партнера.
Игры созданы таким образом, что в них могут играть дети от трех лет и взрослые до восьмидесяти лет, т. к. имеют по 50-60 уровней с постепенным усложнением. А игры, где играют двое, трое, четверо учат преодолеть раздражение и горечь проигрыша и добиваться успеха, анализируя действия со взрослым, как в игре «Слон и кот», продумывая выгодный ход котом или слоном. А игра «Пожарные спешат на помощь» замечательна тем, что выигрывает и проигрывает не один, а вся команда, помогая бороться с огнем. Как эмоционально переживают играющие друг за друга, за общее дело!
Играйте со своим ребенком в эти необыкновенные, чудесные игры. И ваш авторитет и уважение к вашему интеллекту сблизит вас надолго и оторвет детей от виртуального игрового мира, где ребенок один перед экраном и в авторитете те, кто метко стреляет, хорошо дерется, быстро бегает и молчит или невнятно выкрикивает. Мы не против компьютерных игр, но ведь в них не поговоришь с детьми, не порассуждаешь вместе. Виртуальный мир затягивает и превращает ребенка в геймера, который забывает обо всем. И о вас, мама и папа!
Играйте с детьми и им будет интересно с вами и волшебство воспитания состоится.

 

 


Поделитесь этим через